Памяти Пушкина... из Кропоткина
Николай Рыжков, «Страстной бульвар, 10» январь 2008 года

В Центре им. Вс.Мейерхольда в конце октября прошел вечер, названный «Первый сюжет» и посвященный актеру Виктору Гвоздицкому, скончавшемуся после тяжелой болезни в мае 2007 года. В своем вступительном слове ведущий вечера Валерий Семеновский пояснил, что название это возникло, так как Виктор Васильевич по праву занимал место «актера первого положения». Встреча не была приурочена ни к какой дате. Просто, как сказал Валерий Фокин, много работавший с Гвоздицким в последние годы, всем стало ясно, что его очень не хватает и с каждым днем не хватает все больше.

В фойе на пришедших вспомнить его – близких, друзей, поклонников его выдающегося таланта – Гвоздицкий смотрел с десятков фотографий, где был запечатлен в разных ролях – веселый, задумчивый, грустный. На стенде – телеграммы из театров многих городов и стран, где его знали, любили, ценили, с одним, в общем-то, текстом: «...Прошло много месяцев... и понятно, что значит эта потеря для русской культуры вообще и русского театра в особенности... но ни ум, ни сердце не в силах до конца ощутить эту утрату, охватить масштабы потери...».

На вечере была устроена презентация книги Вик­тора Гвоздицкого «Последние» о соратниках по театральному ремеслу, выхода которой в свет автор так и не дождался. Книга задумывалась давно, автор до последнего момента вносил правки в рукопись. Закончить начатое помогли близкие люди. Теперь средства, полученные от издания «памятника нерукотворного», пойдут на создание скульптурного памятника Гвоздицкому.

Вечер начался с топкой прозрачной мелодии, исполненной на флейте, и настроившей погруженный в полумрак зал на ноту светлой печали. С волнением, искренностью и обнаженной скорбным переживанием откровенностью говорили о Викторе Гвоздицком и его уникальном даровании те, кто его знал, любил, ценил, кто с ним дружил и работал: Анатолий Смелянский, Николай Шейко, Генриэтта Яновская, Михаил Левитин, Павел Любимцев... Выступления перемежались показом на большом экране отрывков из спектаклей с участием Виктора Васильевича и фрагментов из документальных фильмов и телепередач с его интервью, беседами с коллегами по профессии.

Генриэтта Яновская посетовала, что записи несколько разочаровывают, потому что не дают полного представления о «живой» игре Гвоздицкого, о мощи его воздействия на зрителя. Когда он выходил на сцену, его энергетика заполняла все пространство и могучей волной затопляла зал. Актерский дар его был грандиозен. Гвоздицкого ставили в один ряд с Михаилом Чеховым, Павлом Орленевым, Иннокентием Смоктуновским и называли одним из самых выдающихся русских актеров прошедшего века. Много говорилось о том, что происхождение его таланта загадочно и даже носит несколько мистический оттенок. Историки и знатоки театра задавались вопросом, откуда у мальчика из маленького кубанского городка Кропоткина, родившегося в семье машиниста и школьной учительницы, ярчайшие способности к лицедейству, неукротимая любовь к театру, нескрываемые признаки высокой породы. Сам он немного в шутку, немного всерьез считал себя потомком великого поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Михаил Левитин, 11 лет работавший с Виктором Гвоздицким в театре «Эрмитаж» и хорошо знавший и его самого, и его близких, свидетельствует в своем рассказе, что Виктор Васильевич очень рано нашел в себе сходство с Пушкиным. На литографии в томике стихов, случайно завалявшемся в домашней библиотеч­ке, маленький Витя обнаружил общие внешние черты и был буквально потрясен. Это была не просто фантазия впечатлительного мальчика. Впоследствии многие подмечали это сходство. Мало того. У них даже болезни были схожи. Тогда-то и началось фатальное переплетение судь­бы актера с образом великого поэта. В детстве Витя донимал мать вопросами, как современники допустили убийство Пушкина и не отомстили за него. Он был убежден, что если бы ему удалось попасть в то время, он бы покарал Дантеса за смерть поэта.

Сыгранный Гвоздицким в 1979 году моноспектакль «Пушкин и Натали», поставленный Камой Гинкасом, в дальнейшем сильно повлиял на его судьбу. Именно тогда он получил известность в театральных кругах, именно тогда его впервые увидел Олег Ефремов. Увидел, оценил и запомнил. И спустя годы, в 1995 году, к большому удивлению многих, и в том числе самого Гвоздицкого, пригласил его к себе. Именно в Художественном театре Гвоздицкий достиг вер­шины своей творческой судьбы. Там он блистательно сыграл много прекрасных ролей: Арбенина, Тузенбаха, Людовика Великого, Основу, Венецианского антиквара, доктора Фреголи («Самое главное»), Сирано.

В 1999 году Гвоздицкий получает Большую золотую медаль имени А. С. Пушкина.

Михаил Левитин, завершая свой рассказ о замечательном актере и необыкновенной личности – Викторе Гвоздицком, сказал так: «Он хотел быть Пушкиным, он играл Пушкина, он сам – ПУШКИН!»

 

 

 

Приглашем принять участие в развитии проекта. Материалы присылайте администратору сайта

Mail.ru

2007-2016 © Cтудия дизайна «VoltStudio». Все права защищены