Утешен буду я
Майя Фолкинштейн, «Культура», 11 февраля – 17 февраля 2010 года

Выставка памяти Виктора Гвоздицкого в Театральном музее имени А. А. Бахрушина

Его уход в мае 2007-го не оставил равнодушным ни служителей Мельпомены, ни зрителей. Ведь артисту было всего пятьдесят четыре года. К тому же и выглядел он безупречно. И, будучи уже зачисленным в труппу Александринского театра, продолжал играть в МХТ и в независимых театральных проектах. А также – периодически публиковать свои очерки, в которых, кстати, никогда не выводил себя в качестве героя. «В фокусе» внимания Виктора Гвоздицкого неизменно оказывались те, с кем ему посчастливилось встретиться на жизненном пути, кто хотя бы в малейшей степени повлиял на формирование его характера и актерской индивидуальности. При этом становились ясны и личностные приоритеты Гвоздицкого, которого от большинства коллег отличало такое вот отсутствие сосредоточенности на собственной персоне. Чем он и покорял читателя, не разочаровывая и при непосредственном знакомстве, запомнившись не только незаурядными актерскими работами, но главное – своей человечностью.

Это свойство натуры Гвоздицкого, судя по их высказываниям, более всего ценили и представители «ближнего круга» общения артиста, за прошедшее с момента кончины Виктора Гвоздицкого время немало сделавшие для увековечивания его памяти. Добились открытия мемориальных досок на доме в Кропоткине, где Виктор Васильевич жил в детстве, и на его даче в Плесе, организовали экспозицию в РГБИ. И вот теперь, наверняка, именно они стали инициаторами открытия выставки в Театральном музее имени А. А. Бахрушина, под которую в основном здании ГЦТМ был отведен Шаляпинский зал.

Зал скромный, далеко не центральный, вовсе не такой значительный, как, скажем, Лужнецкий. Но то, что выставку устроили там, есть своя логика. Все-таки и Гвоздицкий никогда не был «на виду», сознательно предпочитая находиться чуть в стороне от всеобщей богемной суеты (недаром же он был доволен тем, что приглашенный в Александринский театр польский режиссер Кристиан Люпа поручил ему в чеховской «Чайке» роль «наблюдателя» Дорна). Вдобавок и экспозиция, озаглавленная пушкинской строкой «И, может быть, утешен буду я» (что тоже не случайно, так как и поэзия Пушкина, и фигура самого Александра Сергеевича всегда незримо присутствовали в биографии Гвоздицкого, которому довелось дважды воплотить образ Поэта – в спектакле Камы Гинкаса «Пушкин и Натали» и в телевизионном фильме Михаила Козакова «Медная бабушка» по Леониду Зорину) получилась не слишком объемной. Скорее – эскизной. Призванной неофитов заинтересовать творчеством артиста. А посвященным – позволить еще раз прикоснуться к его отнюдь не простой, несмотря на внешние атрибуты успеха, судьбе.

Для этого в выставочную композицию ее авторы включили фотографии, на которых Гвоздицкий запечатлен в разные жизненные периоды, сценические костюмы Виктора Васильевича и афиши спектаклей с его участием, книги из личной коллекции Виктора Гвоздицкого, записные книжки, визитные карточки артиста и даже принадлежавшие Гвоздицкому очки…

Словом, на первый взгляд, здесь все так, как на любой среднестатистической выставке. И… все не так. Какой-то особый флер «окутывает» экспозицию. Какое-то особое волнение сопровождает тебя на протяжении всего ее осмотра. И, переходя от экспоната к экспонату, читая, развешенные по стенам плакаты с цитатами из сочинений Гвоздицкого и адресованные Виктору Васильевичу благодарные приветствия его коллег, думаешь о том, что совсем недавно Гвоздицкий был одним из основных «действующих лиц» отечественного культурного процесса, а сегодня он – уже «персонаж» истории российского театрального искусства. И – о том, как тонка грань, разделяющая две эти ипостаси. И – о том, каким коротким оказался век Виктора Гвоздицкого, что, конечно, не может не огорчать. Но сколько же успел он сделать и каким абсолютным «знаком качества» отмечены все его начинания! Так что печаль эта светлая.

 

 

 

Приглашем принять участие в развитии проекта. Материалы присылайте администратору сайта

Mail.ru

2007-2016 © Cтудия дизайна «VoltStudio». Все права защищены