Свидетельство современника
Сайт театра «Эрмитаж», апрель 2010 года

Спешим обрадовать поклонников Виктора Гвоздицкого. К известным «вишневой» и «зеленой» его книгам теперь добавилась «белая» – «Гвоздицкий и его двойник», вышедшая недавно в издательстве «Navona». Ее автор – друг и коллега Гвоздицкого Павел Любимцев, актер, профессор Щукинского института, известный телеведущий.

Книга написана предельно честно, человеком, который знал Гвоздицкого близко, видел, наверное, все его театральные работы и наблюдал в предельно разнообразных ситуациях.

Как отмечает автор предисловия, петербургский критик Евгений Соколинский (который и сам замечательно писал о Гвоздицком), «не стану утверждать, будто Павел Евгеньевич – матерый Нестор. В духе Гвоздицкого (человека прихотливого, в силу тонкой душевной организации, капризного) Любимцев выстраивает своевольную композицию, не стесняя себя хронологией. Начинает с конца, обстоятельств смерти, потом рассказывает о своем знакомстве <…>. И только в 8-й главе возвращается к детству и первым актерским опытам Гвоздицкого. Далее уже по порядку. <…> Добавляет ли книга новые краски непосредственно к актерскому портрету Гвоздицкого? Конечно, да. <…> А Любимцев затрагивает, ко всему прочему, работу на радио, на телевидении, в кино. Можно не соглашаться с его оценками <…>, однако „Гвоздицкий и его двойник“ дает изрядную пищу для дальнейшего пережевывания. Конечно, „жевать“ надо не откладывая, пока воспоминания, впечатления не подернулись дымкой».

Главное тут, в конце концов, не хронология. Судьба выстраивается, даже если рассказывать ее «не по порядку». Главное – любовь к предмету исследования, которой Любимцев наделен в полной мере. Исследователь, в данном случае, не критик, и это тоже его преимущество. Он современник, и он свидетельствует. Рассказывает, как помнит, как думает, как чувствует, как считает верным. Кого-то корит, кого-то и обижает, а кого-то вычеркивает из сердца. Имеет право, ибо не имеет корысти.

В общем, книгу читаешь легко, оторваться трудно, спорить порой хочется, но и это хорошо. А сам факт выхода такой книги нельзя не приветствовать.

Актер – как и спектакль, как и сам театр, – фигура эфемерная. Ушел – и тем, кто его не знал или никогда не видел, почти не объяснить, отчего он так волновал, так задевал, так брал за душу, почему злил и почему заставлял себя прощать… Посмертный портрет – это не посмертная маска. «Меняются названья городов», «исподтишка меняются портреты». Главное, чтобы актер даже в этих меняющихся со временем портретах оставался живым.

 

 

 

Приглашем принять участие в развитии проекта. Материалы присылайте администратору сайта

Mail.ru

2007-2016 © Cтудия дизайна «VoltStudio». Все права защищены