Павел Любимцев написал книгу об актере Викторе Гвоздицком
Светлана Мазурова, «Российская газета», 1 ноября 2010 года

В Царском фойе Александринского театра состоялась презентация книги Павла Любимцева «Гвоздицкий и его двойник», посвященной жизни и творчеству народного артиста России Виктора Гвоздицкого, ушедшего из жизни в 2007 году.

Александринский театр стал последним в творческой биографии выдающегося актера, лауреата премии И. М. Смоктуновского, награжденного Большой золотой медалью А. С. Пушкина. Виктор Гвоздицкий успел сыграть здесь всего одну роль – чиновника Голядкина, героя петербургской поэмы Ф. М. Достоевского «Двойник», которую поставил режиссер Валерий Фокин. Планировалось, что Гвоздицкий сыграет Подколесина в «Женитьбе», постановке Валерия Фокина, и Дорна в «Чайке» польского режиссера Кристиана Люпы. Но планы не осуществились.

В памяти остались его Суфлер в «Зеленой птичке» К. Гоцци, Смуров в спектакле «Брат Алеша» В. Розова по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», Тень на сцене Театра комедии в знаменитом спектакле Николая Акимова, который возобновил режиссер Юрий Аксенов. Гвоздицкий – незабываемый Арбенин в «Маскараде», Тузенбах в «Трех сестрах», Сирано де Бержерак. Его приглашали в труппу БДТ – Георгий Товстоногов и МХАТ – Олег Ефремов, в Московский ТЮЗ – Кама Гинкас и Генриетта Яновская, в Центр имени Мейерхольда и Александринку – Валерий Фокин.

Своими воспоминаниями об актере на вечере памяти поделились режиссеры Николай Шейко, Адольф Шапиро, Юрий Аксенов, Лев Додин, Валерий Фокин. Адольф Шапиро, работавший с Гвоздицким в Рижском ТЮЗе в начале 70-х годов, рассказал: «Когда я думаю о Викторе, то понимаю, как мало для него сделал. Так сложилась жизнь. Виктор не занял в театре того положения, которое должен был занять. Моей единственной заслугой было то, что я его заметил и дал ему возможность окунуться в среду, которая благотворно на него повлияла. Его окружили любовью, заботой, вниманием, уловили его «особость». Он ничего не делал для того, чтобы понравиться. Восторженно восхищался коллегами. Покоряла его абсолютная влюбленность в театр и несхожесть с окружением. Виктор Гвоздицкий – это удивительное явление, и им надо дорожить». Лев Додин, художественный руководитель Малого драматического театра – Театра Европы, вспомнил, как его поразила в Гвоздицком «страсть к самоулучшению, к самосозиданию».

Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра, сказал: «Я одним из первых прочитал книгу Павла Любимцева. Что называется, залпом, на одном дыхании. Она очень живая, поразительно честная». Известный петербургский театральный критик Евгений Соколинский назвал книгу «ярким примером, к сожалению, очень редким, противостояния массовой культуре. Для 95 процентов населения совершенно неизвестно, кто такой Гвоздицкий. Все, что делается вокруг этого актера, – это разговор о великом, но элитном театре, которого у нас уже практически нет».

«С Виктором Гвоздицким мы познакомились в ленинградском Театре комедии. Он был тогда начинающим артистом, подающим надежды, а я – просто дебютантом. Мы были партнерами в детском спектакле. Летом 1979 года театр отправился на большие гастроли в Новокузнецк и Барнаул. И тогда встал вопрос, кто с кем будет проживать в гостиничном номере, Гвоздицкий выбрал меня. Вероятно, я показался ему человеком приличным, интеллигентным, непьющим, цивилизованным соседом. И два месяца мы с ним «сожительствовали», вели хозяйство, покупали провизию, готовили на электроплитке – и бесконечно разговаривали. Довольно скоро Виктор ушел из театра (перешел в БДТ), но мы и дальше общались. Достаточно близкие, приятельские отношения продолжались почти 29 лет, до его смерти. Поэтому у меня есть что про него рассказать. Я старался в книге быть как можно более откровенным, не бояться говорить то, что думаешь и чувствуешь. Я умолчал не о многом», – Говорит Павел Любимцев.

 

 

 

Приглашем принять участие в развитии проекта. Материалы присылайте администратору сайта

Mail.ru

2007-2016 © Cтудия дизайна «VoltStudio». Все права защищены