Мои любимые люди
Марина Малинина

Случится все, что предназначено,
Вожатый нас ведет.
М. Кузмин

Актер Виктор Гвоздицкий назвал свою вторую книгу о театре «Последние», но мне хочется называть ее «Мои любимые люди», ведь прекрасная книга Гвоздицкого о них. Он страстно любил писать и был талантливым литератором, с необычной манерой повествования. Его первую книгу «Виктор Гвоздицкий в это мгновение театра», вышедшую десять лет назад, я прочла на едином дыхании, читала тысячу раз, вторую книгу – ждала с трепетом, как чудо, как последнюю возможность диалога с любимым актером. Я очень люблю читать Гвоздицкого. В книге «Последние» – портреты его друзей, все они из мира театра или связаны с ним. Актер написал талантливую книгу о блестящем театре конца XX – начала XXI веков, представителем которого он был, его уникальный Театр в этой летописи шелестит загадочными страницами театрального чуда. Многих актеров, о которых он написал, и почти все спектакли, которые видел театрал Гвоздицкий, я видела своими глазами на многих театральных сценах. Эту книгу актер задумал к своему 55-летнему юбилею. В этот период он уже покинул МХТ им. А. П.Чехова, который стал коммерческим театром, а Виктор Гвоздицкий всегда тяготел к истинному, к прекрасному.

В этой книге Гвоздицкий не написал очерка о своей жизни, но он присутствует в книге – ярко, достоверно, искренне, и никто лучше его самого о нем не написал. В книге между строк звучат тонкие струны его души, но нужно знать и любить актера, чтобы прочитать и услышать то, что там написано. Рассказана судьба актера одиночки, носящего свой театр, как театральный короб, всегда с собой, любившего жизнь и людей.

Гвоздицкий любил беседовать с настоящими актерами Художественного театра, эти беседы он записал на диктофон, потом расшифровал и подарил их нам, его преданным зрителям и читателям. «Наши уходят» – этюд, эссе о Нине Ивановне Гуляевой, актрисе прославленного МХАТа. Название говорит само за себя, и рассказы актрисы замечательные, искренние, рассказывающие о правде театра… «Уходили старики МХАТа и их провожал Ефремов, всегда один, на верхнем ярусе». А прекрасный сюжет Ани Ильницкой, в нем истории становления театра и жизни замечательной театральной семьи, многие театральные судьбы. Всякий раз читаешь с большим волнением, сопереживанием истории из Кропоткина и из Ярославля – «Тамара Васильевна и Фирс Ефимович». Тамара Васильевна Вострикова – первая театральная учительница Вити Гвоздицкого в городе Кропоткине, в котором родился будущий народный артист России. А Фирс Шишигин – театральный мэтр из Ярославского театрального училища, которое закончил будущий премьер МХАТа, Эрмитажа, Александринки. А Владимир Алексеевич Солопов – премьер Ярославского драматического театра и любимый актер Гвоздицкого (вырезанный им глаз из фотографии Солопова, чуть не стал причиной отчисления студента Гвоздицкого из училища).

Рига, первый в жизни актера театр, прославленный рижский ТЮЗ, и знаменательная встреча с человеком на букву К, Николаем Михайловичем Шейко, энциклопедически образованным режиссером, щедро подарившему знания ученику. Благодарный ученик написал эссе об учителе на театроведческом уровне. Фейерверк имен, театральных традиций, спектаклей, театральных историй. Commedia dell'arte стала страницей в судьбе и учителя, и ученика, ставшими друзьями по жизни.

Петербургский период жизни Гвоздицкого связан с замечательными именами. Интересно читать о Марте Китаеве, потому что он любимый театральный художник актера, с какой любовью написано эссе о нем. Дальше два литературных шедевра Гвоздицкого «Прекрасные черты» и «Звезда Юнгер» о легендарной актрисе театра Комедии Елене Юнгер, с которой Гвоздицкий трогательно дружил многие годы. Вся театральная жизнь Гвоздицкого прошла под знаком этой дружбы. «Телеграмму: «Умерла Елена Владимировна Юнгер» – я получил в Плесе, в Доме творчества. Дежурная, которая отдала мне телеграмму, спросила: «Кто это?» Я рассказал. – А, так она из настоящих артистов, не из теперешних…». Смерть Юнгер стала переломным моментом в жизни актера. Начались непростые времена. Вот портрет еще одной актрисы легендарного театра Комедии Елизаветы Уваровой, со своей прекрасной, трагической историей. Эссе «Другой состав» продолжает галерею портретов прекрасных актеров любимой акимовской коллекции, историю прославленного театра!!! Творческий портрет актрисы театра Комедии Ольги Антоновой «Я люблю вас, Ольга», в нем любовь, память об актерах театра Комедии, понимаешь, что любовь к ним актер носил в своем сердце. С нежностью Гвоздицкий написал и о совершенном театральном создании Татьяне Давидовне Золотницкой, и об актере Вячеславе Захарове. Многие страницы жизни любимого театра Гвоздицкого, рассказы о спектаклях, украшавших его репертуар, щедро подарены читателям книги. Многие из этих историй были опубликованы актером в первой книге, в театральных журналах.

После ранней смерти театральной художницы Ольги Саваренской, на первой странице газеты «Экран и Сцена» появился портрет Виктора Гвоздицкого ее кисти, написанный давным-давно. Тонкий профиль одинокого человека олицетворял трагизм спектакля «Стеклянный зверинец», пьесы Т. Уильямса и жизни актера. В. Жук, муж художницы, подарил портрет Тома Гвоздицкому к его 50-летию.

В новой книге опубликованы истории, которые Виктор Гвоздицкий носил в своем сердце, и никогда не публиковал. Это «бриллиантики» любви актера. «Другая жизнь» о Тане Шестаковой, прекрасной актрисе прославленного МДТ. Как трогательно они дружили втроем – Таня Шестакова, Ира Черезова и Витя Гвоздицкий. Они были счастливы, их жизнь была прекрасна. Молодость и страстное увлечение всем – театром, выставками, кино. Но молодость быстро прошла и наступила другая жизнь и для Тани Шестаковой, и для Виктора Гвоздицкого. С юмором написано эссе об Ольге Владимировне Волковой. Она и Гвоздицкий любили смеяться друг с другом! Вторая книга актера получилась Петербургская, наверное, потому что ее герои – почти все из Питера, или как-то связаны с этим прекрасным городом. Вот и персонаж из сказки, тоже питерский человек, хотя родился и живет в Москве. Мастер художественного слова и популярный телеведущий Павел Любимцев. «А история эта проста, как семечко подсолнуха. Вначале оно было посажено, а потом вырос большой, яркий и сложный цветок… Вот начну с «А», а прервусь где-нибудь на «М» – ведь все длится и, надеюсь, еще продлится». Сказочная история, ведь много сказок на свете. Самое трогательное в их отношениях, что Любимцев какое-то время был просто поклонником таланта актера. «Почти на каждом спектакле во втором ряду сидел молодой артист Любимцев, только что принятый в театр. Участников «Леса» это сначала удивляло и несколько раздражало, потом – даже привыкли». Вот начало этой истории.

В короткой жизни Гвоздицкому везло на друзей. Они его любили и заботились о нем безмерно. Александра Ислентьева – «эхо александринской сцены», замечательная актриса, друг и жена Н. М. Шейко. Впервые Гвоздицкий увидел ее на сцене Александринки, а позднее играл с ней на сценах «Эрмитажа» и «МХАТа». Последние дни его жизни неразрывно связаны с этой семьей. «Суок из Саранска» – история актрисы Галины Щепетновой, первой любви Гвоздицкого. Очень нежные и дорогие отношения они пронесли через всю жизнь. Галя Щепетнова – талантливая актриса, я видела ее в спектаклях театра имени Гоголя в Москве. Этим прекрасным эссе заканчивается петербургский период в книге Гвоздицкого.

Затем являются его московские встречи и друзья. Занимательно написано о Михаиле Янушкевиче. В этом известном московском актере есть такая же всеядность, интерес к искусству, любовь к путешествиям в Европу, как у Гвоздицкого. Актер боготворил театральных художников. Бог подарил ему встречи с прекрасными театральными художниками, в их ряду художник Сергей Бархин, многолетний сподвижник режиссера Камы Гинкаса.

Неповторимый период в актерской судьбе актера связан с театром «Эрмитаж». Никогда не забуду счастья видеть актера Виктора Гвоздицкого на сцене этого театра, счастья ожидания спектакля, счастья театрального чуда на сцене, счастья после окончания спектакля. Я перечислю роли – театральные шедевры актера Виктора Гвоздицкого в «Эрмитаже» – Шлиппенбах в «Занде», Поэт в «Вечере в сумасшедшем доме», Подколесин в «Женитьбе Н.В. Гоголя», Исаак Дымшиц и чтение рассказа «Ди Грассо» в «До свидания, мертвецы». И последний спектакль Гвоздицкого в любимом театре «Сонечка и Казанова» по произведениям Марины Цветаевой, блистательная роль Казановы. Это личностный спектакль Гвоздицкого. В его жизни было два спектакля от Гвоздицкого – «Пушкин и Натали» и «Сонечка и Казанова», а между ними радуга, связывающая судьбы, годы, открывающая вход в тайну его актерской жизни. Многие спектакли в театре «Эрмитаж» для Гвоздицкого поставил режиссер Михаил Левитин, которому и посвящено эссе «Проживает не здесь и вернется не сейчас». Их отношения были сложными, но они создали спектакли, вошедшие в историю театра на рубеже веков, прекрасней спектаклей не было.

“Помощник» так называется эссе, посвященное Олегу Ефремову. Встречу с Олегом Ефремовым Гвоздицкий в своей жизни не считал случайной. Их познакомил Пушкин. Режиссер впервые увидел молодого актера в спектакле «Пушкин и Натали», после спектакля зашел к нему в гримерку поговорить, может быть, даже пригласить Гвоздицкого во МХАТ, но приглашение поступило только в 1995 году, когда актер был звездой «Эрмитажа». Я помню октябрь 1995 года и премьеру спектакля «Маскарад», режиссер Николай Шейко – подвиг Гвоздицкого. Арбенина он сыграл гениально. Потом были Тузенбах, Подколесин, доктор Фриголи, Арлекин, гадалка, Сирано, Основа, Венецианский антиквар, Священник и Хазарский жрец, Тот, Передонов и вводы в два спектакля. Актер Виктор Гвоздицкий десять лет держал репертуар Художественного театра, играл блестяще, не жалея себя, так всегда он работал на всех сценах. Во МХАТе Гвоздицкий доказал, что он актер другого формата, что он премьер Художественного театра.

Гвоздицкий мучительно пережил смерть Ефремова, последние репетиции дома у умирающего режиссера мучили его. «Выходил я на улицу после репетиций пустой, раздавленный, растерянный. Во МХАТе судьба подарила ему встречи с прекрасными мхатовскими актерами. Вячеслав Михайлович Невинный, какой сочный литературный портрет актер подарил ему. Прекрасные главы Гвоздицкий написал об актрисах МХАТА – Кире Головко («На всю оставшуюся жизнь»), Татьяне Лавровой («Примадонна»), Ольге Барнет («Ольга Барнет. Вот, пожалуй, и все»), Наталье Теняковой («В театре соединились все линии ее судьбы»), Анастасии Вознесенской («Вокзал для двоих») и актерах Художественного театра – Владимире Кашпуре и Станиславе Любшине («Есть несколько Любшиных»).

КатяВасильева – имя любимого друга и замечательной актрисы Гвоздицкий произносил вместе, одним словом, так и назвал это эссе. Катя – очень дорогой человек в жизни Гвоздицкого. А самый сложный в своей жизни спектакль «Подсолнухи» по пьесе Теннесси Уильямса «Крик» актер сыграл с актрисой Лией Ахеджаковой. Эссе, посвященное ей, называется «Трудная пьеса», а «Случай с артистом Костолевским» рассказывает трогательную историю из юности Гвоздицкого, его первый нелепый опыт на съемках фильма, которых для Гвоздицкого практически не было, его просто оставил съемочный автобус в лесу. Много лет спустя состоялась премьера спектакля «Арто и его двойник» на сцене центра им. Мейерхольда, где Гвоздицкий блестяще играл роль Арто, а Костолевский играл роль его двойника. Последний очерк посвящен Жоржу Нива («Вот ты меня вспомнишь!..»). Женевские друзья Гвоздицкого, подарившие ему Швейцарию.

В книге есть и приложение. Виктор Гвоздицкий отвечает на вопросы «Петербургского театрального журнала»: о труппе, о настоящих артистах, о сцене. На все эти сложные вопросы Виктор Гвоздицкий ответил своей жизнью в театре, своей трагической смертью, горем людей, любивших его и его Театр. Право творить на сцене «Театр Гвоздицкого» актер доказал своей смертью. Вот несколько фраз из книги, в которых он скромно рассказывает о себе: «…Пришел я в мокром после спектакле свитере в служебные комнаты…», «…не по рангу, мол, не по таланту», «У меня даже шутка была такая: вот если из артистов попросят, пойду в киоскеры». В этих фразах весь Гвоздицкий: труженик, скромный, интеллигентный, неповторимый и недосягаемый.

Читая книгу, я всегда слышу его голос и интонацию. Я закрываю ее, вспоминаю все, потом открываю снова и смотрю много раз Витины фотографии, которые он не хотел печатать в книге из-за своей скромности, и восхищаюсь им и его Театром. В них – вся театральная жизнь моего любимого актера. Вот фотография Вити Гвоздицкого, счастливого студента 3-го курса Ярославского театрального училища, на лице радостная улыбка счастья предстающей встречи с театром. Удивительно красивые глаза и огромная шапка волос и взгляд, в котором столько нежности, стремления все понять и всего достичь. Девятнадцатилетний артист Рижского ТЮЗа и первая в театральной жизни премьера «Молодость театра» А. Гладкого. Замечательные фотографии актера из спектаклей его любимого театра Комедии в Ленинграде. Актер в роли Буланова из спектакля Петра Фоменко «Лес» по А. Островскому. Можно бесконечно любоваться лирическими глазами Альцеста из спектакля «Мизантроп» Ж-Б. Мольера. А сколько счастья в его глазах на фотографии с Еленой Юнгер. И Том с прекрасными глазами, в которых – океан грусти, из спектакля «Стеклянный зверинец» Ленинградского МДТ. «Пушкин и Натали». Режиссер К. Гинкас. Этот спектакль привел актера в Москву. Был поставлен в Ленинграде на квартире Камы Гинкаса. На этой фотографии Витя очень похож на свою маму Валентину Константиновну, и снята фотография во дворе его первого дома в Москве, где актер жил когда-то в коммунальной квартире. Фотографии блистательного Театра Гвоздицкого в «Эрмитаже». Какой красивый костюм с огромной шикарной шляпой был у Казановы-Гвоздицкого в спектакле «Сонечка и Казанова». Этот костюм художницы Светланы Калининой Левитин подарил актеру на его 50-летнем юбилее на сцене МХАТа имени Чехова. Фотография Гвоздицкого в роли Порфирия Петровича в спектакле Камы Гинкаса «Играем «Преступление» во флигеле ТЮЗа. С этого спектакля начался звездный путь Гвоздицкого в Москве. Фотографии актера из спектаклей Театра имени Пушкина. Эрик, этой ролью Гвоздицкий обратил на себя внимание многих московских театральных снобов. И «Ревизор» – такой сложный и прекрасный спектакль актера в этом театре.

Фотографии ролей из репертуара МХАТа имени Чехова. Арбенин с глазами, в которых нежность тушит огонь страсти, Основа – белый клоун, лиричный Тузенбах, Антиквар из «Венецианского антиквара» К. Гольдони, Подколесин в команде звезд Художественного театра из мхатовской «Женитьбы», печальные глаза Сирано из спектакля «Сирано де Бержерак», Передонов из спектакля «Учитель словесности» и клоун Тот из спектакля «Тот, кто получает пощечины» Леонида Андреева, разбивший сердце актера. Фотографии сложного периода в жизни Гвоздицкого. Трудный спектакль «Подсолнухи» по пьесе Тенесси Уильямса, не понятый зрителями. Роль Арто в спектакле режиссера Валерия Фокина «Арто и его двойник». Трагический переезд в Петербург и последний театральный шедевр Гвоздицкого – Яков Петрович Голядкин в спектакле «Двойник» по Достоевскому. Заканчивается галерея фотографий трогательной фотографией без подписи. Это Витя Гвоздицкий в роли Парадоксалиста из спектакля Камы Гинкаса «Записки из подполья» по Федору Достоевскому. На листе бумаги, который актер держит в руках, написано МЕНЯ НЕТ. Невозможно смотреть на эту фотографию без слез, и последняя фотография актера в траурной рамке, Гвоздицкий, с ужасом в глазах, уходящий от нас навсегда.

Но я видела счастливые глаза Гвоздицкого. Я знаю, что он был счастливым человеком. Были годы, когда Виктор Гвоздиций играл по двадцать спектаклей в месяц, я никогда не чувствовала, что он уставал, я только ощущала его радость и счастье от встречи с театром и любимыми зрителями. Обо все этом между строк написано в этой прекрасной книге.

Гвоздицкий был загадочным человеком. Случались истории, которые объяснить невозможно. Вечером смотрела спектакль «Двойник» на сцене Александринки, потом была еще два дня в Петербурге, когда возвращалась в Москву, в вагоне ехал человек-двойник Гвоздицкого. Я просто испугалась и до последнего момента не понимала, что это другой человек. Глаза, лицо, руки, волосы – все, как у Вити, а внешность его настолько индивидуальна, что повторить ее природе невозможно. Только тогда, когда этот человек вышел из вагона и пошел к метро, я поняла, что это был другой человек. Это была моя последняя встреча с Гвоздицким. Таким мистическим явлением был мой любимый актер. Последний великий актер российского театра.

 

 

 

Приглашем принять участие в развитии проекта. Материалы присылайте администратору сайта

Mail.ru

2007-2016 © Cтудия дизайна «VoltStudio». Все права защищены