Вас мне подарила жизнь
Марина Малинина

Первая выставка памяти народного артиста России Виктора Васильевича Гвоздицкого «Читатель своей жизни» прошла в Российской государственной библиотеке по искусству. В экспозиции были представлены: книги и фотографии, принадлежащие В. В. Гвоздицкому, из коллекции режиссера Н. М. Шейко; рисунки художника М. М. Бабенкова; материалы из фондов РГБИ.

Давным–давно в этом старинном московском здании была контора императорских театров и неслучайно эта выставка открылась здесь. Актер любил старинные театры, они волновали его незаурядную театральную фантазию. Свою последнюю в жизни роль Виктор Гвоздицкий сыграл на сцене Александринского театра. Великолепный зал, творение архитектора Матвея Казакова, подарил любителям театра удивительную встречу с Театром великого актера. Идя в этот зал, проходишь лабиринты стеллажей с театральными книгами. Актер бывал в этой библиотеке и даже подарил ей свою первую книгу – «Виктор Гвоздицкий в это мгновение театра», в которой есть воспоминания артиста, названные им «Читатель своей жизни». Театр и книги были его любовью и смыслом жизни.

В его великолепной театральной жизни было много прекрасных мгновений, их и запечатлела эта выставка. Каждый стенд – запечатленное мгновение. Театры, режиссеры, спектакли, друзья – театральная легенда Гвоздицкого.

О выставке можно написать по-разному, рассказать о спектаклях, которыми восторгались критики и зрители, перечислить книги, принадлежавшие актеру… Но самое главное – выставка подарила дорогие мгновения встречи с уникальным наследием талантливого актера. Мне кажется, что выставка приоткрыла нам его тайну, рассказала о сокровенном, что было в его жизни.

Театральные костюмы Гвоздицкого. На выставке их было только два. Эти две роли хранят загадочный “ключ” к его театральной тайне. Изысканный красный костюм Казановы с огромной шляпой, в котором актер блистал в спектакле театра «Эрмитаж» «Сонечка и Казанова». Халат Бориса Шлиппенбаха, словно случайно забытый актером на стуле. Одно мгновение – Гвоздицкий сядет в кресло, возьмет ручку и его воспоминания полетят на белый лист бумаги. Он расскажет нам о том, о чем не успел рассказать в двух своих книгах. Слушайте и смотрите!

Венчает выставку замечательная фотография: Виктор Гвоздицкий в роли Сороки играет на скрипке. Фотография из спектакля «Муза» Ленинградского театра Комедии. Режиссер Петр Фоменко. В прекрасных глазах Гвоздицкого застыла тайна великого артиста.

Вот первая витрина, первые фотографии: южное, жаркое лето. Сад, посаженный руками его мамы и Вити, благоухает ароматами вишен, алычи и цветов. Витя и мама запечатлены в саду их родного дома в городе Кропоткине. Они любили друг друга безмерно. Книга с автографом мамы артиста Валентины Константиновны, с трогательной надписью: «Дорогому сыночку Вите от мамы». 9 января 1960 года, город Кропоткин. Вите всего восемь лет, а книга – замечательная: Сервантес «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий». Витя ушел из дома в четырнадцать лет, поступил в ярославское театральное училище. К фотографии студента третьего курса училища приколота записка, написанная рукой Гвоздицкого: «Мама, я обязательно приеду, только сдам историю». И Витя приезжал на студенческие каникулы в родной дом к маме. Вот фотография Вити в роли Тома из спектакля по пьесе Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец», режиссер Генриетта Яновская, МДТ. Эту фотографию актер подарил любимой сестре Вере: «Дорогой, любимой сестре с благодарностью за Провидение», ноябрь 1983 года, Ленинград. Это был страшный год в жизни брата и сестры, 28 мая 1984 года Веры Гвоздицкой не стало. Она умерла в далеком городе Братске. Через два года не стало и мамы Вити.

Актер собирал о себе все и вся. Это и позволило увидеть на этой выставке уникальные экспонаты. Два номера «театральной Риги» на латышском языке с фотографиями ролей актера на обложке. Это первое его театральное признание в Риге, городе его первого театра – Рижского ТЮЗа. В Риге в 1971 году Виктор Гвоздицкий стал актером, здесь произошли две знаменательные для него встречи: первая – с Николаем Михайловичем Шейко, его первым театральным режиссером. В его спектакле «Зеленая птичка» по сказке К. Гоцци юный актер впервые вышел на театральные подмостки. Благодаря стараниям Николая Михайловича открылась эта замечательная выставка. Вторая встреча с Ригой – первым европейским городом в жизни актера. Гвоздицкий любил Европу, он много путешествовал. Выступал в Швейцарии в Женевском Университете, читал стихи и театральные монологи.

На выставке много уникальных фотографий актера. Нельзя забыть портрет, где Гвоздицкий смотрит на нас обликом поэта Александра Пушкина. Загадка природы стала провидением его жизни. Пушкин для Гвоздицкого не просто любимый поэт. Он подарил ему гениальную роль в спектакле Камы Гинкаса «Пушкин и Натали», Москву и любимых московских друзей, театральный успех и признание. Трагический уход из жизни и светлая память о нем друзей на многие лета – отголосок их встречи.

В Ленинграде Гвоздицкий встретился с любимым театром Комедии. Вот тетрадь с ролью Тени, которую актер играл в легендарном спектакле режиссера Николая Акимова. В этом театре Гвоздицкий был счастлив от радости встреч с актрисой Еленой Юнгер, которую нежно любил. К ее книге «Все это было…» он написал послесловие «Прекрасные черты», ставшее его талантливым литературным дебютом. Когда читаешь это эссе, слышишь голос актера, ощущаешь его индивидуальность и неповторимую интонацию. Эссе написано блестяще. В этом театре актер встретился с режиссером Петром Фоменко. В витрине стоит его большой портрет, с этим талантливым режиссером связаны значительные моменты в ленинградской жизни актера.

На стендах выставки представлены фотографии многих ролей актера. На них запечатлен уникальный Театр Гвоздицкого. Выставку украшают фотографии друзей артиста, почти все они с автографами: Елена Юнгер, Николай Шейко, Людмила Гурченко, Март Китаев, Олег Ефремов, Татьяна Лаврова, Павел Любимцев, Сергей Бархин.В другой витрине: Катя Васильева, Ия Савина, Вениамин Смехов, Вячеслав Невинный, Наталья Тенякова.

Москва – важный период в жизни Гвоздицкого. Премьер театра «Эрмитаж», любимый актер Михаила Левитина, премьер МХАТа им. Чехова, роли-события в ТЮЗе у Камы Гинкаса и театре им. А. С. Пушкина у Юрия Еремина. Двадцать лет своей жизни Гвоздицкий отдал театральной Москве, каждый год был отмечен громкой премьерой. О гениальном актере Викторе Гвоздицком знала вся театральная Москва. О его премьерах, спектаклях говорили, спорили, читали многочисленные статьи, посвященные его творчеству, бежали смотреть эти спектакли, смотрели много раз. Актер щедро дарил зрителям бриллианты своего яркого таланта.

Театр «Эрмитаж» и режиссер Михаил Левитин подарили зрителям блестящие актерские работы Гвоздицкого. Виктор Гвоздицкий – актер шикарный, любил повторять Левитин. Эти спектакли-шедевры нельзя рассказать, в них остались любовь и душа актера. В витрине театра представлены уникальные эскизы костюмов прекрасного театрального художника Светланы Калининой к спектаклям «Сонечка и Казанова» и «До свидания, мертвецы» по Бабелю и редкие фотографии первого спектакля Гвоздицкого «Соломенная шляпка» на сцене театра.

Во МХАТе имени Чехова произошла встреча с Олегом Ефремовым. На сцене прославленного театра актер сыграл много прекрасных ролей. Арбенин и Тузенбах – роли-события. Роль Арбенина в спектакле Николая Шейко должен был играть Ефремов, но по причине его болезни Арбенина, роль больших актеров, блестяще сыграл Виктор Гвоздицкий. Фотографии из этого спектакля хранят память первой премьеры Гвоздицкого на сцене МХАТа. В этом театре ему было присвоено почетное звание «Народный артист России». Последней ролью Гвоздицкого стал Передонов в спектакле «Учитель словесности». Сохранилась папка с ролью, подаренная режиссером спектакля Николаем Шейко актеру с его автографом: «Роль Передонова для Виктора Васильевича Гвоздицкого».

Из статей и рецензий на спектакли, где играл Гвоздицкий, можно составить интересную книгу. Все они бережно хранятся его друзьями. На выставке можно посмотреть первые литературные опыты актера, опубликованные в журнале «Московский наблюдатель». Для многих этот журнал впервые открыл имя Виктора Гвоздицкого.

Замечательные рисунки, написанные пером, художника Михаила Бабенкова стали важной составляющей первой книги актера «Виктор Гвоздицкий в это мгновение театра» и выставки. Художник талантливо «схватил» яркую индивидуальность актера. Портретов и зарисовок много и все они рассказывают о самом главном, что актер хотел рассказать на сцене. Они искрятся самовыражением, удивительной составляющей таланта Гвоздицкого.

Потом Гвоздицкий уехал работать в Петербург. На выставке есть стенд, посвященный этому трагическому периоду в жизни актера. Спектакль «Двойник» стал последним спектаклем в его театральной легенде. Валерий Фокин – единственный режиссер, протянувший руку актеру в трудную минуту. В петербургской витрине портрет и книга режиссера: Валерий Фокин «Беседы о профессии» с автографом режиссера. Я думаю неслучайно, в этой же витрине – портрет мамы актера, с которым Витя никогда не расставался, и Евангелие, ему принадлежащее. Гвоздицкий много страдал, много любил, любил жизнь, но Бог позвал его к себе. Кто провожал Витю в последний путь никогда не забудут взволнованные глаза о. Владимира, духовного отца Гвоздицкого. В его глазах не было слез, было отчаяние и надежда, что там, откуда никто не возвращался, его духовному сыну будет лучше.

Казанова и Шлиппенбах были моими любимыми ролями Гвоздицкого. На выставке была волшебная мысль – Гвоздицкий-Казанова грациозно проходит между зрителями и друзьями и шепчет своим незабываемым голосом: «Действующих лиц в повести не было, была любовь, она и действовала лицами». А Гвоздицкий-Шлиппенбах то открывал, то закрывал театральный занавес своей жизни. Последнее было правдой. Он ушел от нас навсегда, оставив халат Бориса Шлиппенбаха, гениальной роли Гвоздицкого, на спинке стула… Я шептала несколько фраз: «Витя, Вы с нами, мы Вас любим, Вас нам подарила жизнь».

 

 

 

Приглашем принять участие в развитии проекта. Материалы присылайте администратору сайта

Mail.ru

2007-2016 © Cтудия дизайна «VoltStudio». Все права защищены