Зерна любви
Марина Малинина

Заметки о выставке «И, может быть, утешен буду я»

Выставка памяти народного артиста России В. В. Гвоздицкого «И, может быть, утешен буду я» открылась 3 декабря 2009 года в Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина. К открытию выставки был выпущен интересный буклет, который дарили гостям на вернисаже. Тираж его небольшой, в тот же вечер он стал раритетом. На вернисаже собрались друзья актера, режиссеры, поклонники, художники, критики. В пространстве музея сразу возникла театральная атмосфера – дружеские объятия, приветствия, улыбки. Шаляпинские залы музея загудели, наполнились неповторимым ароматом театра и театральных кулис. Странный человек в костюме и маске театра комедии «Дель арте» врывался в театральную атмосферу выставочного пространства, загадочно бродя между гостями. Все ждали открытие выставки и долгожданную встречу с запечатленным искусством любимого актера.

На открытии, конечно, была официальная часть. Выступили генеральный директор театрального музея имени А. А. Бахрушина Д. В. Родионов, стараниями которого возникла редчайшая возможность проведения выставки; Март Китаев, известный театральный художник из Петербурга, с которым Виктор Гвоздицкий дружил всю жизнь, он специально приехал из Петербурга почтить память любимого актера, друга его семьи. Н. М. Шейко, режиссер, друг и соратник В. В. Гвоздицкого (автор выставки); художественный руководитель театра «Эрмитаж» М. З. Левитин; С. М. Бархин – известный театральный художник; К. П. Головко – старейшая актриса московского художественного театра, которая играла вместе с Гвоздицким в спектакле на новой сцене МХАТа им. А. П. Чехова «Учитель словесности», поставленным Н. М. Шейко; театральный критик, профессор Школы-студии МХАТ И. Н. Соловьева; профессор Театрального училища им. Б. В. Щукина П. Е.Любимцев; критик, профессор Вадим Гаевский; заместитель художественного руководителя театра «Эрмитаж» В. О. Семеновский; народная актриса России Наталья Тенякова. Все они говорили добрые, замечательные слова об актере.

Павел Любимцев обрадовал собравшихся, объявив, что он закончил книгу воспоминаний о своем друге Викторе Гвоздицком. В конце 2009 года он отдал ее в издательство, и скоро книга увидит свет. После выступления гостей, осмотра интереснейшей экспозиции выставки Н. М. Шейко показал на экране, установленном в зале, фрагменты из спектакля МХАТА им. А.П.Чехова «Учитель словесности» (пьеса В. О. Семеновского по роману Ф. Сологуба «Мелкий бес»), где Виктор Гвоздицкий блистательно играл роль Передонова. Режиссер спектакля трепетно повторял: посмотрите, какое это чудо и послушайте голос! Какой замечательный голос!

Выставка занимает два зала. Конечно, помещения небольшие для большой экспозиции. В первом зале – много фотографий актера (многие из них представлены впервые). Портреты актера, написанные в разные периоды его жизни. Фотографии и портреты прекрасны – в них тайна и нежность; любовь и отчаяние; надежда и вера, интеллигентность и мужество. Замечательный, необычный портрет, написанный художником Татьяной Сельвинской в 1987 году. Грустное лицо с печальными глазами, обрамленное пышной кроной-шевелюрой волос, похоже на дерево, качающееся на ветру, вырастающее из тонкой руки актера. Застывшая маска. Портрет Ольги Саваренской «В. В. Гвоздицкий в роли Тома» из спектакля МДТ «Стеклянный зверинец», поставленный Г. Яновской в Ленинграде в 1983 году. Портрет молодого Виктора Гвоздицкого А. Соколовой (1970 год). Представлена интересная картина Марта Китаева, на которой художник нарисовал кухню в первой коммунальной квартире актера в Ленинграде.

Экспозиция выставки включает афиши спектаклей разных лет, в которых играл Гвоздицкий. Представлена редкая афиша дипломного спектакля IV курса Ярославского театрального училища «Лиса Патрикеевна» (Мадемуазель Нитуш). Афиши спектаклей Рижского ТЮЗа, в которых интересно дебютировал актер. Роль Карлсона в спектакле Николая Шейко «Новые похождения Карлсона», легендарного Рижского ТЮЗа, была любимой ролью молодого актера. Особый интерес вызывает, чудом сохранившаяся, афиша подпольного спектакля Камы Гинкаса и Виктора Гвоздицкого в Ленинграде «Пушкин и Натали» (моноспектакль по письмам А.С. Пушкина). Первые спектакли «Пушкина и Натали» состоялись на сцене Дворца работников искусств. Много афиш московского театрального периода. Спектакли, ставшие событиями в его театральной судьбе. Афиша спектакля «Маскарад» М. Лермонтова, поставленного Н. М. Шейко во МХАТЕ им. А. П. Чехова. Премьера Гвоздицкого на прославленной сцене. И афиша спектакля «Тот, кто получает пощечины» (пьеса Леонида Андреева), которым народный артист России отмечал 50-летний юбилей на мхатовской сцене. Спектакль был безжалостно снят из репертуара МХАТа.

На выставке представлены эскизы костюмов к театральным спектаклям, в которых играл актер в разные годы. Их авторы замечательные художники – Март Китаев, Лия Раге, Марина Азизян, Светлана Калинина.

Картины и графику художника Михаила Бабенкова невозможно смотреть без волнения и восхищения талантом художника. Приятно, что на афише и буклете выставки изображен силуэт Виктора Гвоздицкого из графической серии портретов, написанных художником. Михаил Бабенков сохранил память о многих театральных работах актера Гвоздицкого. Это большой альбом незабываемых встреч зрителей с любимым актером и его талантом. Своеобразная живописная и графическая летопись уникального Театра Гвоздицкого. Впервые представлены работы художника, запечатлившие спектакль «Подсолнухи» по пьесе Теннесси Уильямса «Крик». Два непонятных существа, актеры, погруженные в пространство размытого сценического пространства. Вся гамма их сложных чувств и переживаний подчеркнута и цветом, и расплывчатостью силуэтов. Впечатляет двойной портрет «В. В. Гвоздицкий – О. Н. Ефремов» (1998 год). В нем ощущаешь сложность и важность их творческих отношений. В глазах Гвоздицкого запечатлены бездна труднейшего шага в его жизни, мука принятого решения, отчаяние, может быть, безумие.

На выставке показаны личные вещи Гвоздицкого. На стенах – портреты друзей и знакомых Гвоздицкого с их автографами. Много книг из личной библиотеки Гвоздицкого, он любил книги и был библиофилом, собирал старинные книги. Парадоксально, но на старинных книгах актер любил оставлять свои автографы. Гвоздицкий собирал о себе все, не выбрасывал даже проездные билеты, которыми пользовался за границей. Сохранились железнодорожные билеты Петербург-Москва последнего года его жизни. Представлены дорогие семейные фотографии и реликвии: Витя и мама, Вера и мама, Витины иконы. Это – дорогие для него вещи. Для многих стало неожиданностью, что Гвоздицкий коллекционировал фигурки птичек, в его коллекции были самые разнообразные птички. Многих птичек ему дарили друзья. В последней витрине представлена фигурка фарфоровой птицы, в которой актер хранил лекарства, которых было много в последние годы его жизни…

Театральные костюмы актера из спектаклей «Маскарад», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский антиквар» МХАТа им. А. П. Чехова, два костюма из спектакля театра «Эрмитаж» – «Сонечка и Казанова» и «Нищий, или смерть Занда». Эти прекрасные костюмы – уникальная история его театральных ролей. Можно смотреть на них пять, десять, двадцать минут, и они расскажут многое. Кажется, что осталось несколько минут до начала спектакля, и актер Виктор Васильевич Гвоздицкий предстанет перед нами в своих гениальных театральных ролях.

Во втором зале на заднике большой портрет Виктора Гвоздицкого, который был в театре «Эрмитаж» на вечере памяти Гвоздицкого. На нем Гвоздицкий пытается обхватить мир своими руками, кажется, ему это чуть-чуть удалось. Актер спешил познать мир, увидеть мир, успел бросить зерна любви к театру в сердца людей, которые стали навсегда его друзьями и поклонниками. Это они делают все возможное и невозможное, чтобы прекрасная театральная легенда продолжала жить.

29 января 2010 года Н. М. Шейко пригласил на выставку театрального режиссера Юрия Еремина. Режиссер работал с артистом на сцене театра им. А. С. Пушкина (спектакли «Эрик IV» и «Ревизор»), но в тот вечер он поделился воспоминаниями о работе с Гвоздицким на радио. Звучали отрывки из радиоспектакля «Похождения Бальзаминова» 1993 года. Юрий Еремин рассказал, что Бальзаминов для Гвоздицкого стал его Гамлетом. Роль Бальзаминова – гениальная роль Гвоздицкого. Этот спектакль на радио звучал дважды. Премьера 1993 года вызвала поток писем восторженных радиослушателей. Летом 2008 года спектакль звучал на радио «Культура» второй раз. Пять дней было невозможно оторваться от радиоприемника, тогда спектакль дал шанс познакомиться многочиленной современной радиоаудитории с талантом актера.

Выставка открылась 2 декабря 2009 года и продлится до 28 февраля 2010 года. Выставка работала три месяца. Поклонники и друзья театра Гвоздицкого приходили в Бахрушинский музей и наслаждались встречей с запечатленным искусством любимого актера. Это была – уникальная, незабываемая встреча, которая, хотелось бы верить, стала утешением для Виктора Васильевича. Молитва звучала в сердцах людей, хранящих в душах любовь и память об актере. Они приходили в Бахрушинский музей, чтобы поклониться таланту замечательного актера.

 

 

 

Приглашем принять участие в развитии проекта. Материалы присылайте администратору сайта

Mail.ru

2007-2016 © Cтудия дизайна «VoltStudio». Все права защищены