Спектакль «Нищий, или смерть Занда»
Московский Театр Миниатюр, 1986 год

Вторая жизнь
А. Тихонов, «Московский комсомолец», 9 сентября 1986 года

...ЗАНД. Пожелай мне быть сильным.
ОТЕЦ. Ну да... А как ты представляешь себе силу...
ЗАНД. Быть таким, как Бальзак. Ты знаешь... вот там лежит «Отец Горио» Бальзака. Этот роман, довольно большой, листов пятнадцать, Бальзак написал в двое суток!
ОТЕЦ. В двое суток? Не может быть!
ЗАНД. Уверяю тебя. У него была бычья шея. Он выл, когда писал, выл и раздирал на груди рубашку... Потный, грязный, жирный... Мясник! Вот о какой силе я мечтаю...
...ОТЕЦ. Ну вот. Теперь на тебя устремлено все внимание. Ты заканчиваешь пьесу. Ты понимаешь, какой ответственный момент. Эта пьеса, так сказать, экзамен...
...ЗАНД (начинает читать свою пьесу). «Нищий, или Смерть Занда»...

5 сентября Театр миниатюр показал новую работу – спектакль по пьесе Ю. Олеши «Нищий, или Смерть Занда», композиция и постановка М.Левитина... Такова репортажная констатация события, которое буквально ошеломило зрителей, и которое, несомненно, станет явлением в культурной жизни Москвы.

Собственно, такой пьесы у Ю. Олеши не было. Был замысел, наброски, черновики, «ворох осенних листьев», по выражению В. Шкловского. Он писал ее много лет, бросал, возвращался, переписывал и снова бросал. «Рассказ о людях, потерявших свое время», – говорил он о своем замысле на Первом съезде писателей.

Формально М. Левитин начал ставить спектакль «Нищий...» в прошлом году, но, думается, работал он над ним всю жизнь, с тех пор, как прочел первую книгу Олеши. (Наверное, это были «Три толстяка»?). Композиция, созданная им, поставленный спектакль поражают проникновением в суть творчества писателя, его мироощущения, его метафоричного, философского письма.

...МАША. Я часами жду трамвая. У меня какое-то особенное невезение в этом смысле. Стоит мне начать ждать какого-нибудь номера, как он сразу перестает ходить... И главное, всегда так оказывается, что и вся остальная толпа ждет как раз того, которого жду я... Вот на днях ждала шестого. Знаете, что было? Шестого не было минут сорок по крайней мере... Тогда я перешла через площадь, думаю, на автобусе поеду. Не успела перейти, там уже шестой подошел, а автобусов нет. Ни одного. Чистая даль. Тогда я обратно по теории вероятности... Автобус, конечно, подошел... И вот, наконец, вижу шестой приближается. И вдруг пошел обратно. Что-то случилось. Понимаете, только потому, что я его ждала, он пошел обратно, по той же колее, задом пошел...

Актерский ансамбль, нет, актерский оркестр, созданный М. Левитиным, великолепен. В нем нет ни одной фальшивой ноты, он звучит, как один, сильнейшего тембра голос. И в этом тоже суть спектакля. Ведь в пьесе только два «живых» человека – Модест Занд и Маша. (Удивительно мощная, глубокая, сложная работа молодых актеров А.Пономарева и М.Шиманской). Остальные персонажи – и Болеславский (Г.Храпунков), и доктор Гурфинкель (Е.Герчаков), и мать, и отец (Л.Чернова и А.Пожаров), и Виктория (Л.Балахонова) – только отражения. Отражения тех или иных сторон человеческой сущности. Среди них мечутся в поисках своего «я» Занд и Маша, стараются докричаться до самих себя. Но отражение никогда не ответит, оно только повторит жест, слово... И остается или восстать, как Федор Мицкевич (сыгранный В.Гусевым с фантасмагорической страстью), или играть в жизнь, как Шлиппенбах (буффонада пустоты, точно сыгранная В.Гвоздицким, – одна из самых больших удач спектакля). Оба они – и Федор, «обозленный человек, решивший отомстить», и Шлиппенбах, «человек, занятый исключительно собой», – две стороны одной сущности, имя которой Модест Занд...

...ФЕДОР. Я ищу Занда. Я хочу предложить ему сделку.
ГУРФИНКЕЛЬ. Какую сделку?
ФЕДОР. Вот эту (вынимает бумажку, читает). «Я. Модест Занд, новый человек, поражен ревностью. Я хочу убить того, кто отнял у меня жену... Считаю с сегодняшнего дня Федора Мицкевича моим вторым я, двойником и братом и передаю ему право действовать за меня во всех тех случаях, где я обязан сдерживать себя силой разума. Грани считаю стертыми, имена становятся общими...».

Этот спектакль нельзя разложить по полочкам с названиями «работа режиссера», «работа художника», «актеры», «музыка»... Музыка А.Шнитке, найденная с абсолютной точностью, иногда говорит о персонажах больше, чем они могли бы сказать о себе сами. Перенос музыкальной темы одного персонажа на другого делает слышимой, даже зримой всю многогранность, неоднозначность человеческой личности. В сценографии Д.Боровского нет той, уже надоевшей псевдомногозначительности пустых сцен, заполонивший наши театры. Все вроде бы реально – славянский шкаф, буфет, диван с валиками, чучело птицы на шкафу... Но стена из голой фанеры, некрашеная лестница, одинокий плакат (В. Мейерхольд, «Лес») превращают эту реальность в мираж, с поразительной ясностью показывают тщетность поисков «второй жизни» во имя оправдания себя...

...МАША. Ну, слушайте, товарищи (читает цитату из Бальзака). «Странно, что люди до сих пор так мало раздумывали о содержании наших снов, которые свидетельствуют о наличии второй жизни в человеке».

Именно ее, «вторую жизнь», ищут так и не дотянувшиеся друг до друга Занд и Маша, заблудившиеся в своих отражениях, не нашедшие самих себя. Жизнь одна, и кто победит в нас – Федор или Шлиппенбах…

Этот спектакль удивительно актуален. Ведь мы видим и девальвацию чувств, и потерю духовной ориентации, и подмену истинного мнимым... Вот они сидят, «граждане страны снов». Сидят все вместе, как друзья. Маша, Модест Занд и вкрадчиво торжествующий Шлиппенбах, с которым так и осталась Маша, уйдя от Занда. Нет ни любви, ни ненависти, ни беспокойства. Демон ревности Бржозовский (Ю. Амиго) накрывает стол, и нет никакого Федора с его поисками «зверя в человеке», и никто не кричит по ночам: «Маша, вернись!». Все хорошо, спокойно... Так умер Занд.

...«Если ты любишь, не вызывая взаимности, то есть если твоя любовь не порождает ответной любви и ты путем своих жизненных проявлений как любящий человек не можешь стать любимым человеком, то твоя любовь бессильна и она – несчастие».
ШЛИППЕНБАХ. Это цитата? Из Гамсуна?
БОЛЕСЛАВСКИЙ. Нет, это из Маркса.

 

 

 

Приглашем принять участие в развитии проекта. Материалы присылайте администратору сайта

Mail.ru

2007-2016 © Cтудия дизайна «VoltStudio». Все права защищены