Спектакль «Венецианский антиквар»
МХТ им. Чехова, 2001 год

Иллюзии дель арте
Ольга Фукс, «Вечерняя Москва» №7, 12 января 2001 года

В Москве как-то вдруг появилось несколько спектаклей, в названии которых есть слово «венецианский»: «Венецианский купец» Шекспира, «Венецианская ночь» Мюссе, «Венецианский антиквар» Гольдони. «Венецианский» означает, что обязательно случится карнавал, все наденут маски и под покровом масок многое прояснится.

«Венецианский антиквар» заставил крутиться, подниматься и опускаться все механизмы мхатовской сцены, одной из самых богатых по своим возможностям. Сцена не выдержала и сломалась, премьеру задержали на час, парочка возмущенных зрительниц пошла сдавать билеты, а основной удар по удержанию публики в премьерном состоянии принял на себя постановщик Николай Шейко, который мужественно вышел на авансцену с микрофоном и рассказами о Гольдони, заглушающими лихорадочный стук молотков. Художник Валерий Левенталь, классик традиционной, богатой, избыточно красивой сценографии, вспомнил массу всего венецианского (макеты дворцов, мостов, колоколен, диваны, окна, гондолы, анфилады, шутливые музейные экспонаты, вроде скелета крылатого Пегаса, – хватило бы на несколько сцен). И эта избыточность красоты на каждом квадратном метре, от которой иногда становится тесно, стала главным отличием мхатовского «венецианства».

Богатой сценической историей в России «Венецианский антиквар» похвастаться не может, а потому – два слова о фабуле. Незадачливый чудак граф Ансельмо (Виктор Гвоздицкий) всю жизнь собирает так называемые древности (антики), с удовольствием скрываясь от реальности в своем иллюзорном (или фальшивом, как экспонаты, которые впаривают ему всякие плуты) мире. В это время дом его трещит по швам от борьбы поколений (жена и невестка – Татьяна Лаврова и Татьяна Исаева соответственно) и от интриг служанки (Нина Килимник) и любовников-прихлебателей (Вячеслав Невинный-младший и Игорь Васильев). Очень театральная, между прочим, картина. Носитель же здравого смысла, отец невестки Панталоне (Вячеслав Невинный-старший), пытается вывести слуг-плутов на чистую воду и помирить женщин, чьи пикировки и колкости Гольдони вообще умел выписывать, как очень немногие. В итоге Ансельмо хоть и признает крах своих иллюзий по поводу того, что он собрал редчайшую коллекцию древностей, все же так и не желает расстаться со своими драгоценностями, вроде сушеного помета лошадей, которые позировали величайшим скульпторам, или лампады из гробницы Птолемея – обычного битого светильника. А женщины мирятся только под прикрытием масок на карнавале, исподволь предаваясь карнавальному веселью. Глубокое, так сказать, знание человека не мешало Гольдони быть оптимистом.

Во МХАТе Гольдони – не больше, чем Гольдони – разыгран как по правильно разобранным нотам, без добавочных смыслов и настроений. Если не считать таковыми несколько нелепых попыток «усилить» текст с помощью литературных ассоциаций. Спектакль смотрится как образцово-показательный урок классической итальянской комедии. Вот маска, скажем, Бригеллы или Смеральдины. Вот жест, соответствующий этим персонажам комедии дель арте, которые несколько веков переходили из пьесы в пьесу как некие обобщенные типы характеров. А вот психология, которую Гольдони привнес в комедию масок, тем самым положив начало ее конца. «Антиквар» явно будет собирать зал (одно из главных намерений Олега Табакова) по причине своей добротной комедийности и звездности состава.

Однако есть в спектакле кое-что и для театральных гурманов, а именно – игра Виктора Гвоздицкого. Актер-поэт, он чувствует ритмы текста и стремительные смены тональностей и ладов – от мажора к минору, от смеха к тоске. И почти свингует в игре, кайфуя от простенькой мелодии своего героя (артистичного блаженного, который нашел панацею от житейских треволнений в виде фальшивых черепков). И постепенно разогревает себя для нескольких тактов кульминации – нескольких фраз прозревшего Ансельмо, который понимает, что искренне и самозабвенно любил и служил всю жизнь фальшивым иллюзиям. Понимает – и отказывается этому верить.

 

 

 

Приглашем принять участие в развитии проекта. Материалы присылайте администратору сайта

Mail.ru

2007-2016 © Cтудия дизайна «VoltStudio». Все права защищены