Спектакль «Апостол Павел»
Творческое объединение «Дуэт», 2004 год

Великий проповедник
Марина Малинина, «Встреча» №12, 2004 год

«Апостол Павел. Христианская эпопея» – в зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя.

«Святой Павел был одной из самых загадочных, колоритных и противоречивых фигур древнего мира, – говорит автор пьесы «Апостол Павел» Ион Друцэ. – Начав как гонитель христиан, он был обращен Господом и, приняв новую веру, стал одним из главных архитекторов христианской цивилизации. Человек, которого многократно наказывали плетьми в синагогах, судили на площадях и побивали камнями. Человек, который долгие годы скитался по темницам и чудом спасся после кораблекрушения. Человек, который привык, по его собственному выражению, умирать каждый день. И если человеческий род делится, согласно Святому Писанию, на разбрасывающих и собирающих камни, то апостол Павел был великим собирателем камней». Эти слова драматурга легли в основу сюжетной линии спектакля.

Спектакль «Апостол Павел» поставлен молодым режиссером Аркадием Левиным, известным своими интересными актерскими и изысканными режиссерскими работами на сцене Московского ТЮЗа, и вошел в репертуар музыкально-театрального центра Людмилы Гурченко, творческого объединения «Дуэт» (продюсер Сергей Сенин) и компании «Anno Domini» (продюсер Вадим Быркин). Художник-сценограф спектакля, известный театральный художник Алексей Порай-Кошиц, хореограф, режиссер по пластике, лауреат премии «Золотая Маска» Сергей Грицай, художник по свету Андрей Шепелев, костюмы Екатерины Муратовой. В роли Апостола Павла – народный артист России Виктор Гвоздицкий.

Спектакль впервые показан в зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Премьера прошла 30 мая 2004 года в праздник Святой Троицы, впервые в истории Русской православной церкви, в стенах Храма Христа Спасителя, игрался светский спектакль.

Сама атмосфера Храма настраивает зрителей на необычное, исповедальное действо. Обычная торжественность здесь уступает место духовности, театральности, зрители постепенно настраиваются на серьезный разговор. Искушенного театрального зрителя привлекают неординарные режиссура и сценография спектакля, отсылающие к театральным традициям начала двадцатого века. Аркадий Левин – режиссер, хорошо знающий театр Всеволода Мейерхольда и Александра Таирова, а в современном российском театре он пошел по сложному пути интеллектуальной режиссуры. Декорации художника Алексея Порай-Кошица, состоящие из не бросающихся в глаза, но четко функциональных лестниц, образующих металлическую конструкцию, органичны режиссерскому замыслу. Спектакль играется без занавеса. Актеры появляются на подмостках в красивых ниспадающих хитонах, в их хореографической пластике за основу взята иконописная идея обратной перспективы (выдающийся режиссер по пластике, хореограф Сергей Грицай, известный своими уникальными работами в крупнейших драматических театрах Санкт-Петербурга, в Московском театре «Et Cetera» и за рубежом).

События в пьесе «Апостол Павел» происходят в середине первого века новой эры, в Македонии. Пьеса Иона Друце рассказывает об одном дне из жизни апостола, проведенным им на тайной разбойничьей стоянке, где торговцы со всего мира занимаются торговлей, ожидая пиратские корабли. Эллин, философ (Юрий Авшаров – Павел Любимцев) торгует идеями, Дак, пахарь (Николай Пастухов – Роман Мадянов – Дмитрий Супонин) торгует хлебом, Скиф, воин (Александр Ильин) торгует оружием, Женщина (Светлана Чуйкина – Оксана Лагутина) торгует любовью, Варвар (Константин Милованов) торгует вином, Финикиец, его раб (Виктор Карпеко) торгует печалью. Апостол Павел призывает их всех к молитве, но в ответ летят камни. Апостол обречен.

Прекрасная пьеса Иона Друцэ современна и актуальна сегодня. Невозможность понять друг друга, нетерпимость, зависть, властолюбие, погоня за богатством лежат в основе сегодняшней жизни, затмевая духовный свет, а в того, кто хочет открыть для них путь к истинной жизни – без греха – люди бросают камни. Огромный зал Церковных соборов, рассчитанный на 1200 мест, требует от актеров полной самоотдачи, виртуозного владения голосом и сценической речью. Здесь нет равных Виктору Гвоздицкому, Юрию Авшарову, Павлу Любимцеву.

Это спектакль-откровение великого русского актера Виктора Гвоздицкого. Его Апостол Павел – глубоко духовен, в классическом понимании этого понятия. Его слово завораживает слушающих. Его проповедь заставляет звучать самые сокровенные струны души. Созданные актером драматический и пластический рисунки настолько ярки и совершенны, что полностью подчиняют воображение. В спектакле есть прекрасные моменты звенящей тишины… Театральное искусство Виктора Гвоздицкого совершенно и неповторимо, его апостол Павел – властитель дум.

Есть актеры массовой культуры, но истинную историю театра создают личности, их единицы, их театр любят избранные.

После окончания спектакля зрители не спешили расходиться. Они обсуждали важные человеческие проблемы, что есть добро и зло, что есть время разбрасывать и время собирать камни. Апостол Павел Виктора Гвоздицкого остался в их благодарной зрительской памяти великим собирателем камней, ради этого писалась прекрасная пьеса, создавался уникальный спектакль и великий русский актер был на сцене в этот вечер…

 

 

 

Приглашем принять участие в развитии проекта. Материалы присылайте администратору сайта

Mail.ru

2007-2016 © Cтудия дизайна «VoltStudio». Все права защищены